аction
RPG
стратегии
симуляторы
adventure/quest
десткие
некомпьютерные
прочие



Новости

Обзоры

Preview

Сheat-коды

Советы бывалого

Советы проходимца

Кузница

Музей

Вокруг игр

Интернет

Справочник

Галерея
Кому нужны мобильные игры?
Надежда Николаева

03.07.2006  
   

Ну, скажите, зачем нам мобильные игры!!!!

Представляю себе, с каким возмущением (негодованием, сарказмом, снисходительной улыбкой, далее продолжить самим) вы обнаружили, что в этом номере появилась статья о мобильных играх! :-)

« Приплыли…» — подумал первый.

«Лучше б о чем-то стоящем написали» — выразил свое неудовольствие второй.

«И зачем это, кто там в них играет …» — возмутился третий.

Ну, а четвертый промолчал. Наверное, гоняет-таки по трассам, играет в футбол, побеждает всех в Doome, или даже (страшно подумать!) играет в казуалки по дороге куда-нибудь, куда его ноги несут, то бишь, транспорт везет. :-)

Но, все это так, прелюдия. Мобильные игры все равно есть. Они развиваются, усложняются, и деваться явно никуда не собираются. И, кстати, народ, который был на прошлом «Игрограде», насколько мне помнится, с удовольствием «висел» на стенде «Абсолютиста» и принимал самое активное участие в метании мобильного копья. Ну-ка, вспомните «Скажених пацюків». Вспомните, как вы тренировали свою мобильную крысу, чтоб у нее улучшались физические данные, а вместе с ними и спортивные достижения.… А потом все ходили обвешанные этими самыми крысами и страшно от этого тащились.

Так, что возражения и все, что к ним прилагается, я предлагаю временно куда-нибудь деть. Сейчас я предоставлю слово самим разработчикам игр для мобилок и смартфонов. Мне тоже интересно было узнать, а зачем они, собственно, этим занимаются, кто в них играет и есть ли у них будущее…

* * *

Итак, послушаем мнение специалистов. Мне помогли «смастерить» виртуальное интервью:

Татьяна Гриева и Алла Храмцова, об играх для смартфонов (компания «Абсолютист»)

Роман Лупашевский, о мобильных играх (компания Qplaze-RME)

Андрей Швечков, о мобильных играх (компания «Никита»).

За что от меня им огромная благодарность. :-)

Мы не будем начинать с аналитики, хотя это тоже момент интересный, и мы к нему еще вернемся. Но, в начале давайте определимся:

Кто же играет в мобильные игры?

Андрей: В целом мобильные игры представляются нам одним из наиболее перспективных видов контента. Существует расхожее мнение, что потенциальной целевой аудиторией мобильных игр являются те же люди, которые играют в компьютерные и консольные игры. На самом деле, это заблуждение. Это отнюдь не геймеры и не сдвинутые на «продвинутости» собственных телефонов пользователи.

В большинстве случаев — это в основном молодые люди в возрасте от 14 до 28 лет, жизнь которых сопряжена с некоторыми периодами ожидания, в течение которых нужно чем-то занять себя. На лекциях, в очередях, в транспорте. Причем женщины играют почти так же часто, как и мужчины.

Таня, Алла: Конкретно мы будем говорить только об играх для класса мобильных телефонов, называемых смартфонами. Под такое определение попадают телефоны, где стоит операционная система — Symbian (Series 60, 80, UIQ), Windows Mobile 2003/2005. Популярность таких телефонов обеспечивается высоким спросом деловых людей, поскольку им выгодно иметь и компьютер и телефон 2 в 1. Плюс достаточно доступная цена по сравнению с КПК. Кстати, от компании Нокия, Microsoft и многих аналитических агентств не раз поступали прогнозы, в которых они обещают скорую смерть КПК, цифровых фотоаппаратов и тому подобных вещей ввиду того, что практически все последние смартфоны уже отвечают самым высоким требованиям. И еще один плюс: компании, производящие смартфоны, захватывают новую группу — молодежь, путем совмещения функций MP3 плеера (смерть Ipod!) и мобильного телефона с относительно не высокими ценами на такого рода продукцию. Яркий пример Нокия 3250 — повернутый на музыке с 1 Гб встроенной памяти.

Играют ли на мобилках-смартфонах? — да, играют. И в основном играют в т.н. казуальные игры (CASUAL GAMES), т.е. в головоломки, кроссворды, шашки и т.п.

Так что, сплошные плюсы и ни одного минуса? :-)

Татьяна, Алла: Ну почему же, это было бы несправедливо. :-) Можно на минутку отвлечься от мобильных игр и упомянуть Windows Mobile. Вашим читателям, нам кажется, интересно будет узнать, что это обобщенное название операционных систем для мобильных устройств, созданных компанией Windows на основе ядра Windows CE. В последнее время она становится все более и более популярной, догоняя Symbian. Преимущества ее перед Symbian заключаются в привычном всем интерфейсе персонального компьютера под управлением операционной системы Windows, высоким расширением экрана, наличием опять-таки привычного Офиса и большим разнообразием моделей. Известные производители: Motorolla, Qtek, i-mate, Samsung, Asus и др. Но! Рост популярности этой системы тормозят уже привычные нам в настольном ПК «зависания и глюки».

Так что компании Microsoft есть еще над чем поработать. А мы упомянули о минусе :-).

Молодцы. Можно тогда уже и про Symbian пару слов сказать. А то как-то некорректно по отношению к нему получается. :-)

Татьяна, Алла: Что отличает обычный телефон от смартфона? Это наличие в нем операционной системы (в коммуникаторах она уже есть изначально). Таким образом, смартфон — это гибрид сотового телефона и карманного компьютера. Не даром его название переводится как «умный телефон».

Symbian — это самая распространенная операционная система для смартфонов; в коммуникаторах она не применяется. Symbian OS разработана международным консорциумом, объединяющим компании Nokia, Ericsson, Psion, Matsushita, Siemens. ОС Symbian изначально и задумывалась только для смартфонов. В телефон устанавливается не сама ОС, а ее различные интерфейсы, самым распространенным из которых является Nokia Series 60, а также Siemens SX1, Sendo и Panasonic. Программы для Symbian имеют расширение .sis. Популярность такой системы объясняется легко: в ней отлична реализовано одновременное выполнение нескольких приложений, с которыми система справляется «на ура», не вызывая никаких зависаний аппарата.

А давайте проведем такой небольшой опрос среди наших читателей — смартфон или мобильный телефон + КПК? (Можно сразу начинать отсылать письма по этой теме на marketing@mycomp.com.ua).

И, все-таки, вернемся к нашей сегодняшней теме — мобильные игры. Роман, у тебя есть что сказать по этому поводу? :-)

Роман: Да, заслушался что-то. Может, мне тоже смартфон нужен? :-) Рынок мобильных игр развивается очень быстро. Растут компании, их опыт, а соответственно, качество проектов. На мобильные телефоны приходят новые, более сложные жанры. Современные 3D мобильные игры используют почти все возможности телефонов. Популярность этой категории игр обуславливается общей «мобилизацией» населения планеты. Примерно 2 миллиарда человек в мире имеют мобильный телефон. А ведь телефон — это не ноутбук, не консоль и даже не карманная приставка. Телефон всегда под рукой. Появляется возможность играть тогда, когда хочешь. В любое удобное для тебя время. В транспорте. На обеде. На парах :-).

А в принципе, насколько корректно сравнивать мобильные и PC игры?

Андрей: Вообще-то не очень корректно. Мобильные игры, как по своему уровню, так и по своему назначению, а, следовательно, и целевой аудитории, представляют собой продукт, совершенно отличный от любого другого игрового продукта. Понятные ограничения по компактности и удобству клавиатуры (которая, прежде всего, предназначена для набора номеров и СМС) и размерам телефона (а, следовательно, и экрана) выводят мобильные игры в отдельный класс развлечений, которые являются скорее дополнительными и опциональными для любого пользователя мобильного телефона.

Разрешение и размер экранов существующих моделей мобильных телефонов не позволяют отображать графику, в достаточной мере детализированную для того, чтобы достичь эффекта реальноподобности игрового процесса. Да это, в принципе, на данном этапе и не нужно. Существуют также и ограничения на размер скачиваемого файла, устанавливаемые как техническими характеристиками телефонов, так и операторами сотовой связи, что также не может не сказаться на качестве игр. Разработчики игр, каждый своими способами, стараются вместить в определенный объем как можно более полную информацию. Но это уже технический вопрос разработки java-приложений для мобильных телефонов.

Таким образом, мы можем видеть, что мобильные игры на данный момент ни в коем случае не могут быть аналогом или заменителем компьютерных или даже консольных игр.

Все-таки, прежде всего мобильные девайсы приобретают для связи. А игры пользователям зачем?

Татьяна, Алла: Если смартфоны уже вышли из ряда новинок и стали нашей повседневной, незаменимой вещью, без которой не прожить ни минуты (да-да, так оценивает большинство опрошенных людей , предпочитая потере мобильного телефона потерю кошелька, ключей от дома или кредитной карты), то почему бы не превратить свой любимый смартфон в поле жаркой битвы, или в стол для неспешной игры в маджонг, или продолжать сдерживать лавину Пузырей по дороге на работу?

Так подумали многие производители программного обеспечения и занялись разработкой новых игр для систем Symbian и Windows Mobile CE. Среди многих на первом месте стоит английская компания Astraware с их портированной на мобильные телефоны супер игрой Bejeweled. Также стоит отметить следующие их разработки: Astraware Sudoku, Seven Seas, Mummy maze. За ними не отстает и венгерская компания PDAMill со своими хитами: Snails, Aqua Blocks, Jewel Master и еще с десяток других. Украинская компания « Абсолютист» :-) не перестает радовать нас своими играми на мультиплатформенном движке, даря нам возможность наслаждаться «Пузырями» (Bubble Shooter) как дома, на обычном ПК, так и на любом мобильном устройстве вдалеке от дома.

Правильно, все классное всегда должно быть с тобой! Кроме «Пузырей» хотелось бы вспомнить еще такие хитовые игры, как Volley Balley, Trivia Machine и Rats&Spears.

Складывается ощущение, что казуальные игры самые популярные. Это действительно так?

Андрей: В большинстве случаев пользователь совершает покупку наобум. Ему понравилась картинка, понравилось описание, но он не может достоверно знать, что там увидит внутри игры. Это отчасти объясняет популярность так называемых casual игр для мобильных телефонов. Это мобильная реализация игр, правила которых всем известны и в которые почти каждый когда-нибудь играл (тетрис, пасьянс, бильярд, покер, боулинг и т.д.).

Необходимо обращать внимание и на то, что аудитория, а следовательно, и популярность той или иной игры различаются в зависимости от способа и пути донесения информации до пользователя. Пресса, Интернет, WAP, телевидение и радио в корне отличаются друг от друга по аудитории. Соответственно и игры, которые наиболее популярны при том или ином способе продвижения, будут очень сильно различаться.

А можно мобильные игры как-то по категориям разделить, хотя бы условно?

Андрей: Да, конечно.

Первая, это брендовые игры. То есть игры, популярность которых обусловлена тем, что они используют в своем названии какой-либо бренд. Это может быть известный фильм, персонаж или популярная телевизионная передача.

Вторая категория или группа — мобильная реализация известных игровых проектов. Сравнивать по качеству мобильную и РС-версию игры в этом случае не совсем корректно, но у мобильных «младших братьев» РС и консольных игр своя сложившаяся аудитория, хотя она гораздо уже, чем у брендовых игр.

За ними следуют Casual игры. Это те игры, о которых мы говорили выше. Обычные маленькие игры, как нельзя больше подходящие для мобильных телефонов. Как правило, это логические игры.

Далее — эротические игры. Эротический контент вообще, надо сказать, отдельная тема. Он всегда популярен, но продвижение его осложнено возрастными ограничениями.

Ну и, конечно, остальные игры (гонки, аркады, стрелялки, платформеры). Хотя, может быть с них нужно было начать. :-)

Можно сделать вывод, что будущее у мобильных игр самое радужное? :-)

Андрей: Тенденция роста пользовательского интереса к мобильным телефонам, смартфонам и КПК, конечно же, несколько изменит ситуацию в будущем. Качество и играбельность мобильных игр могут вплотную подойти к уровню консольных, но, опять же, никогда не сравнятся с ними по удобству управления. Как известно, девайс, предназначенный для выполнения одной функции, всегда будет более удобным и «продвинутым» для этой функции, нежели нечто, пытающееся в себе совместить несколько полезностей для пользователя. То же самое и с мобильными телефонами. Они, прежде всего предназначены для связи, и в дизайне производители телефонов, естественно, всегда будут ориентироваться на компактность и удобство пользования именно этой функцией. Все остальное, в том числе и управление играми — дополнительно.

Поэтому нельзя исходить из предположения, что в скором будущем возможно формирование игрового мобильного коммьюнити, как это произошло с РС и консольными играми. Исключение здесь составляют сетевые игры, начавшие развиваться в последнее время. Так как основной полезностью для человека в сетевой игре является его коннект с другими участниками игрового процесса, важность качества и уровня графики здесь несколько нивелируются. Java-приложение на мобильном телефоне в этом случае представляет собой, главным образом, интерфейс для связи с оппонентом или игровым сервером. Поэтому нам представляется, что мобильные игры в ближайшем будущем скорее пойдут по пути сетевого развития, нежели приближения игрового процесса к качественно новому уровню. Но и тут есть несколько сдерживающих факторов.

В первую очередь — это высокая плата за GPRS-трафик. В России в среднем она составляет $0,08 за 10 килобайт. Одна игра «весит» порядка 100-120 килобайт. Таким образом, дополнительная плата только за скачку игры для пользователя составляет минимум $0,8, что составляет четверть стоимости самой игры. За трафик обмена данными с сервером тоже придется заплатить. Получается, что одна игровая сессия, помимо затрат на покупку игры и ее скачивание, обойдется пользователю в среднем еще в $0,5. А, учитывая то, что большинство покупок игр носит случайный характер, пользователь, обнаружив, что вместо $3 с него сняли почти $5, не воспылает желанием немедленно заказать еще одну игру. Более того, это может создать у пользователя впечатление, что его обманули и выработать негативное отношение к поставщику услуги. Что и случается и не является редкостью.

Во-вторых, парк мобильных телефонов в России обновляется крайне медленно, и моделей, функционал которых подразумевает легкую работу с сетевыми приложениями, пока недостаточно.

Роман: И все-таки, если вернуться к Вашему вопросу, популярность мобильных игр в целом, несомненно, растет. И они постепенно образуют мощную индустрию. Говорить о перспективности этого сектора индустрии может, например, тот факт, что количество «игроков» на рынке мобильных игр становится все больше. Судите сами: EA Mobile, я думаю, представлять не надо, Gameloft — условно говоря, подразделение UbiSoft. А еще есть Namco, Konami, THQ, и это только самые громкие имена.

Теперь давайте вспомним про Qplaze-RME и о Nival Mobile, мобильном подразделении Акеллы. Есть еще и Reaxion Corp, и GFI Mobile, и, разумеется, «Абсолютист». :-) Все это уверенные, быстрорастущие компании, вполне способные составлять конкуренцию западным девелоперам.

На сегодняшний день рынок мобильных услуг России и Украины, а следовательно, и мобильных игр — самый быстрорастущий в Европе. По прогнозам западноевропейских аналитиков, уже в ближайшее время доля игр для мобильных телефонов составит до 20% мирового рынка мобильного контента, а с развитием сетей третьего поколения ожидается взрывной рост популярности многопользовательских приложений.

Можно тебя прервать? А сколько стоит одна игра для мобилки? Если кто-нибудь ее, конечно, захочет именно купить а не скачать бесплатно. :-)

Роман: Средняя цена одной игры составляет где-то $1,91.

А сетевая игра, вместе с трафиком, Андрей уже упоминал — около $5. Теперь можно сказать, сколько примерно продано экземпляров, перемножить и получить цифру…

Роман, улыбаясь: Я, к сожалению, только по России могу сказать. Всего за первое полугодие 2005 года было продано 3,5 млн. экземпляров игр, а потенциальная аудитория покупателей мобильных игр возросла на 150%.

А что касается всего рынка мобильных игр, так, по мнению аналитиков, мировой годовой доход от их продаж к 2011 году достигнет уровня 17.6 миллиардов долларов. В этом году ожидается цифра 3.1 миллиарда долларов. Я считаю, очень впечатляющие цифры.

Цифры очень впечатляющие…И что у нас в итоге? Если подвести черту?

Роман: Я отвечу, наверное, за всех. Рынок мобильных игр растет и сбавлять «обороты» не собирается, и поэтому с уверенностью можно сказать, что мы присутствуем при зарождении новой игровой платформы, а возможно, впоследствии, новых жанров, хитов и легендарных людей и проектов.

Спасибо всем!

От себя хочу добавить, что в этом году на Фестивале «Игроград» мы выделяем мобильные игры в отдельный сегмент. Если есть такой интерес, можно будет устроить небольшой диспут. Вызвать представителей компаний-разработчиков на шоу-зону и спросить:

Ну скажите, зачем нам мобильные игры?!!!!



 

© 1998-2002, ИД "Мой Компьютер". Тексты статей. © 2002, Федор Сергеев. Дизайн. Графика. © 2002, Николай Угаров (xKO). Дизайн, программирование

         bigmir)net TOP 100