аction
RPG
стратегии
симуляторы
adventure/quest
десткие
некомпьютерные
прочие



Новости

Обзоры

Preview

Сheat-коды

Советы бывалого

Советы проходимца

Кузница

Музей

Вокруг игр

Интернет

Справочник

Галерея
Full Spectrum Warrior

Full Spectrum Warrior Cправочник
Разработчик:Pandemic Studios
Издатель:THQ
Жанр:стратегии

Morte&Shaman.AD

05.06.2006  
   

Зимой и летом одним цветом

Итак, после затянувшейся зимы, успевшей порадовать нас нешуточными заморозками, и дождливой весны наконец-то пришло лето. Чудная пора, начало которой, как ни странно, обычно сопровождается всеобщей суматохой. Работающие люди ломают голову над тем, где провести отпуск, забывая об остальных проблемах. У школьников, осчастливленных нежданно-негаданно нагрянувшими каникулами, проходит интенсивная подготовка, складируются банки с чаем для последующей поездки в учреждения санаторно-курортного типа. Выпускники заняты своими непосредственными обязанностями — в одном месте они выпускаются, в другом, наоборот, впускаются… а потом их все равно забирают в армию :-). У большинства студентов, как уже повелось, только сейчас начинается учеба, они бегают в поисках преподавателей от корпуса к корпусу, от кабинета к кабинету, от ксерокса к ксероксу. Они постоянно что-то чертят, что-то пишут, занимаются созданием хитроумных приспособлений и программ. Они умудряются выучить за несколько дней то, что преподавалось на протяжении всего года. Гранит науки приятно скрипит на зубах, но попадая в брюхо, чреват побочными эффектами. Они ки-и-и-борги, они зАп-п-олонили всю планету… вот видите? А потом их все равно забирают в армию :-).

И в этот период всеобщей суеты, когда, казалось бы, совсем нет времени для виртуальных развлечений, игры с завидным упорством и постоянством продолжают выходить, наплевав на погоду и всеобщую суматоху — а значит, это кому-то нужно. Итак, встречайте: очередная игра про тех, кого все равно заберут в армию :-).

Смесь бульдога с носорогом

Знаете, иногда определить жанр игры довольно проблематично. Вроде бы мозг уже все разобрал и разложил составляющие по полочкам, а точное определение подобрать все равно не получается. Вроде и не экшн, далеко не экшн, а на стратегию тоже не тянет. Тактика с непрямым управлением? Фу, от такого названия аж коробит. Можно, конечно, назвать и как-нибудь эдак, типа симулятор военного отряда в подворотне… Хотя по-моему, лучше звать по-старому: Full Spectrum Warrior.

Они заполонили…

Ну вот, перед нами сиквел неоднозначной, но очень интересной игры двух годичной давности. Того самого Full Spectrum Warrior, от которого плевались те, кто ожидал славного экшена, а также тактики-эстеты, зато все остальные приняли сие чудо очень доброжелательно. Немалую роль, наверно, сыграл и пиар, нам ведь обещали один из лучших тактических шутеров, созданный на основе реального симулятора, успешно применяемого для обучения американских солдат. Да и сама игра выходила под патронатом Минобороны США. Суровый надзор вояк сулил максимальный реализм и сходство с действиями настоящих войск в современных военных конфликтах. На практике, конечно, все оказалось совсем не так.

* * *

Генри, я хочу рассказать вам историю об одном сержанте, которого звали Дэниелс…

События игры, как и раньше, разворачиваются в вымышленной стране Зекистан. Да, в игре есть сюжет, но поначалу он только смешит. Уж больно похоже на завязку очередного патриотического докфильма\боевика про доблестных янки, снятого специально для трансляции на государственном телевидении сразу после блока новостей с двумя перерывами на рекламу Макдональдса. Со всей этой кучей пафоса, храбрыми солдатами (угадай с трех раз, кто подорвется на мине) и мудрыми командирами. Не хватает только ведра попкорна возле клавиатуры и отческого наставления: «Сделай это ради своей родины, сынок». А остальные компоненты даже в избытке. Зеленый сержант Дэниелс, играющий с местными в бейсбол (зрители просто тают от умиления), вдохновенно рассказывает, почему он вступил в вооруженные силы и как он сделает этот мир лучше. Или солдат-интеллектуал с татуировкой Wot da Fuk на затылке, философски размышляющий о конфликте в Зекистане. Иногда возникает мысль использовать ведерко от попкорна не совсем по назначению. Только британцы, лепящие приставку bloody к каждому второму слову, вызывают симпатию. Но во время игры что-то меняется. Нет, пафос и тонны штампов не пропадают, они останутся до победного конца (читай, финального ролика). Меняется что-то в отношении к подчиненным солдатам. Это происходит незаметно, чекпоинт за чекпоинтом. Ты начинаешь замечать имена. С каждым зачищенным участком бойцы становятся роднее, каждого бережешь как зеницу ока, все дальше погружаясь в каменные джунгли Кардимана. Кульминация… и нет уже презрительной ухмылки. Даже пробирает как-то.

Сложный уровень легкости

Частенько бывает, что от выбора уровня сложности зависит намного больше, чем можно себе представить. Тен Хаммерс — это как раз тот случай. Играть уже на среднем уровне довольно тяжело, но не спешите переходить на легкий. Да, становится ощутимо легче: автосейв происходит чаще, больше боеприпасов, «скамья запасных» многолюднее, врагов меньше, можно рискнуть и прицельным выстрелом вынести засевшего на верхнем уровне снайпера. Но геймплей становится менее насыщенным. Если на нормале приходится по максимуму использовать всевозможные тактические уловки и думать практически перед каждым шагом, то на сержанте все это слегка теряется. Хотя последний для новичков в тактике — тоже не семечки.

Наскок на сиквел

Хотя разработчики гордо кличут свое детище сиквелом, до звания оного «Десять Кувалд» явно не дотягивают. Это скорее очень вместительный, добротный аддон, который сможет спокойно по продолжительности заткнуть за пояс оригинал. Ибо наскоком 12 миссий (те, в свою очередь, поделены на четыре главы) пройти не удастся. Стоит, конечно, оглянуться опять же и на уровень сложности, в зависимости от которого игровое время увеличивается/уменьшается на порядки.

Pandemic Studios решила обойтись без фейерверка нововведений, придерживаясь древней истины о неуместности ремонта того, что не сломалось. И правильно, шаг вправо, шаг влево… нет, не расстрел, но изюминку игра может потерять, скатившись в какой-нибудь из более привычных жанров.

Тем, кто до сих пор обходил ФСВ стороной, стоило бы растолковать принципы управления в игре, чтобы хотя бы в общих чертах объяснить, что же из себя представляет этот тактико-стратегический экшн.

Простая биология

Управлять мы будем двумя-тремя отрядами. Каждому бойцу в бою отводится своя важная роль. Между солдатами можно спокойно переключаться с помощью соответствующих иконок или горячих клавиш. Перемещаются наши подопечные исключительно туристическими группками и наотрез отказываются бегать по одиночке. Тут кроется первое нововведение: отряды в FSW теперь, как и простые организмы, размножаются делением. То есть, группа из четырех человек может легким движением руки превратиться в две группы по два человека. Очень полезная возможность, особенно если враги пытаются окружить, да или просто надоело бегать толпой.

Кстати, никакого привычного WASD не наблюдается… Ну, не то чтобы совсем никакого — клавиши эти есть, но они отвечают за активизацию одного из четырех членов вашего отряда. А вот передвижение бойцов осуществляется только мышкой. Выбрали с помощью правой кнопки нужное место, кликнули левой, и наблюдаем, как отряд выполняет приказ. Если вдруг передумать и поменять пункт назначения или отменить действие (по умолчанию пробелом), то не стоит ожидать от отряда резкой смены траектории. Солдаты вообще реагируют на приказы с некоторой задержкой, все зависит от многих внешних факторов.

Указывать зону обстрела нужно тоже мышкой. Этим, впрочем, перечисление функций, посаженных на мышь, не исчерпывается — при удерживании клавиш появляются новые возможности. Вот, например, вы направляете свой отряд к очередному объекту, за который можно спрятаться и вести оттуда огонь. Но при этом зажимаете левую клавишу и наблюдаете за появившимися надписями в центре экрана: tight, scout, hot. Первый тип передвижения — обычный, т.е. солдаты просто перебегают к обозначенной точке. Если выбрать scout, то один человек отправится на разведку туда, куда вы ему укажете, и если он увидит противников, то сразу же вернется, запомнив их местоположение. Ежели на пути нет врагов, то все остальные члены отряда подтянутся вслед за разведчиком. При выборе Hot подопечные будут передвигаться очень медленно, но осторожно — завидев противника, они моментально среагируют.

Если подержать правый клик, то откроется возможность командования другими отрядами, даже если их нет в поле зрения. Если зажать пробел, то можно отправить подопечных в укрытие или определить позицию, на которую вы намереваетесь вернуться. К слову, если последнюю возможность вы не собираетесь активно использовать, то советую вам поставить точку возврата в начале уровня или в любом другом месте, где можно пополнить боезапас или лечить раненых. А то вручную вести свою команду к этим точкам, да еще и через весь уровень, довольно-таки затруднительно. Кстати, транспортировать раненых можно несколькими способами. Если в зоне видимости противников не наблюдается, то раненого следует просто положить одному из сослуживцев на плечо. А вот если противники ведут активный обстрел, то раненого следует сначала немного проволочь по земле до ближайшего укрытия и там уже закинуть на плече.

Все это можно осуществлять и с помощью горячих клавиш, но даже в таком случае управление не кажется таким уж податливым и удобным. Впрочем, после того как я перевалил за половину игры, оно перестало меня раздражать, напротив.

Что в имени тебе моем

В игровом процессе «Десяти Кувалд» опять же сохранены традиции оригинала. Вы расстанавливаете своих подопечных по позициям так, чтобы они могли вести огонь по противнику с нескольких сторон. То есть, нужно постоянно прибегать к тактическим ухищрениям, выискивая пути к тылам противника, или хотя бы постараться максимально рассредоточить свое подразделение, дабы увеличить угол обстрела. Но это еще не единственная военная хитрость, есть еще куча вариантов. Тут, конечно же, следует учитывать способности персонажей, комбинируя которые, можно добиться разнообразных результатов. Так, например, чтобы убить хорошо защищенного противника, нагло противящегося своей судьбе, нужно приказать пулеметчику обстреливать вражескую позицию, чтобы террорист не смог высунуться, а другого солдата тем временем попросить пальнуть из подствольного гранатомета. И все, дело в шляпе. Также на протяжении всей игры будут часто использоваться дымовые гранаты, под прикрытием которых можно будет спокойно менять позицию, швырять осколочные гранаты и стрелять из все того же подствольного гранатомета по запомнившимся вам точкам. В общем, тут будет над чем поломать голову.

Есть еще несколько находок, новых и не очень, которые помогут вам выйти из сражения невредимым. Это и управляемая техника, и доброхоты из местного населения, способные близко подбирается к противникам, да и массированным обстрелом тоже можно воспользоваться.

Вывод

В итоге вышло… как раз то, чего все и ожидали — сиквел получился ничем не хуже оригинала, но вроде бы и ничем не лучше. Конечно, есть тут и недостатки, например графика осталась на том же уровне, а уровень этот по сегодняшним меркам не очень-то высок. Иногда раздражают сейвы, которые происходят только в определенных точках (как-то раз сохранение произошло в аккурат перед тем, как мне в спину выстрелил снайпер). Да и интеллект подопечных иногда хромает, поэтому нужно очень внимательно следить за своими приказами, иначе можно лишиться своей суперкоманды из-за одного захудалого террориста, хотя бы и взятого с тылу врасплох :-). Но несмотря на все это, играть все равно интересно. Если вам понравился оригинал, то однозначно стоит ознакомиться и с Десятком Кувалд, да и остальным не помешало бы взглянуть на эту игру. Интересно ведь попробовать повоевать, не стреляя и не бегая, а только поражая врагов своим метким командирским словом.



 

© 1998-2002, ИД "Мой Компьютер". Тексты статей. © 2002, Федор Сергеев. Дизайн. Графика. © 2002, Николай Угаров (xKO). Дизайн, программирование

         bigmir)net TOP 100