аction
RPG
стратегии
симуляторы
adventure/quest
десткие
некомпьютерные
прочие



Новости

Обзоры

Preview

Сheat-коды

Советы бывалого

Советы проходимца

Кузница

Музей

Вокруг игр

Интернет

Справочник

Галерея
Diplomacy

Diplomacy Cправочник
Разработчик:Paradox Entertainment
Издатель:Paradox Entertainment
Жанр:стратегии

Андрей ЧЕКАНОВ aka Fobos

06.03.2006  
   

Чем интересна «Дипломатия»? Ведь, как известно, разработчики нынче не особо жалуют хардкорные игры, да и производить игру для узкого круга фанатов настольной версии, думаю, они тоже не стали бы. Вероятно, они рассчитывали на ее популярность среди простых игроков. Но в таком случае игра должна быть действительно качественно сделанной, да еще и интересной. Задачка не из легких. Давайте посмотрим, смогли разработчики добиться своего или нет.

* * *

Перенося настольные игры на экран монитора, разработчики неумолимо сталкиваются с дилеммой: создавать игру по мотивам или же попытаться перенести в виртуальную реальность саму суть игры? Большинство делают игры по мотивам — во-первых, это проще, а во-вторых, есть, где разгуляться фантазии, да и прилепить в название еще какой-нибудь жанр не помешает. Ведь миксы — это модно.

Контора Paradox пошла по второму пути. «Дипломатия» действительно передает сам дух настольной игры. Так что если вы хотите найти масштабные сражения, пятьдесят тысяч юнитов на экране и прочее тому подобное, то вам, вероятно, не стоит заглядываться на «Дипломатию». Здесь вы этого не найдете. За масштабными сражениями загляните во вселенную Total War, за сверхдетализацией солдат — в Earth, ну а если вы ищете адреналин и страх, направляйтесь прямиком к Тихому Холму, там вам будут рады. Игра в «Дипломатию» больше похожа на шахматную партию или на... симулятор канцлера. На коробочке не зря нарисованы двое вояк, с улыбкой пожимающих друг другу руки, а за спиной держащих ножи. Сразу видно, что если один хоть на минуту повернется спиной к другому, тот сразу вонзит ему в спину нож. Вот это и является духом и буквой игровой механики «Дипломатии» в частности и великих империй в целом.

Играть мы начинаем в 1900-м. Только что кончилось перераспределение сфер влияния между величайшими империями мира. За них нам и предстоит сыграть. Это созданный руками Бисмарка Рейх — Германия; порядком покусанная, но еще сильная Австрия; владычица морей — Великобритания; брошенная очередным Наполеоном, но успевшая встать на ноги республика Франция; босоногая Италия; агрессивная Турция и, конечно же, самодержавная Российская Империя, в игре — просто Россия. Как вы уже, наверное, поняли, играть предстоит на карте Европы. Она разделена на 74 провинции, которые делятся на морские, прибрежные и сухопутные. Также провинции могут содержать центры снабжения, после захвата которых мы можем строить новые войска. Войска, к слову, всего двух видов — флот и армия. Армия — сухопутная боевая единица, которая может захватывать и поддерживать исключительно сухопутные и прибрежные провинции. Флот, в свою очередь, может захватывать и поддерживать только морские и прибрежные провинции. Так что уничтожить как флот армией, так и армию флотом весьма затруднительно. Затруднительно настолько, насколько киту сложно победить слона на пляже или слону победить кита в открытом океане. Но ведь нас никто не ограничивает выбором, слон или кит, лучше иметь их обоих и использовать сильные стороны одного для компенсации слабых сторон другого. Кто не понял, это намек не зацикливаться на одном роде войск, а не то вы успеете двадцать раз пожалеть, что у вас нет хотя бы одного захудалого флота, которым бы вы прикрыли пролив, ведущий к родным центрам снабжения, когда стоящие там три сухопутные армии окажутся бесполезны.

А для чего же нам помянутые войска? Вероятно, для сражения с войсками противника, захвата его провинций и защиты своих. Давайте поподробней остановимся на сражениях. У нас есть флоты и армии, сила каждой единицы флота и армии равна единице. Поднять силу отдельной армии — скажем, до полутора единиц — невозможно. Как же тогда сражаться с другими армиями? — спросите вы. Ведь если две армии одинаковой силы встретятся в спорной провинции, никто не сможет победить! Это верно. Поэтому, чтобы захватить ту или иную провинцию, в которой расположена вражеская армия, нужно добиться силового преимущества. А добиться этого можно, обеспечив атакующей армии поддержку своих или союзных войск (конечно, если союзники вас не предадут :-)), расположенных в соседних провинциях. Если все пойдет гладко и поддержка не прервется (а это может случиться в случае нападения на войско, которое ее обеспечивает), то вашей войско займет намеченную провинцию, а противнику придется отступать. Если же вы захватили центр снабжения, то противнику придется не только отступить, но и вдобавок расформировать одну из имеющихся у него армий — если, конечно, он не захватил в качестве компенсации другой центр снабжения. Нюансов управления боем в «Дипломатии» множество, но они легко осваиваются, так что вам не придется часами сидеть перед экраном и копаться в хэлпе.

Раз уж мы упомянули центры снабжения, то стоит рассказать о них поподробней. Как уже было сказано, именно от количества контролируемых вашей страной центров зависит количество находящихся под вашим контролем войск. Изначально у каждой страны есть три центра снабжения (у России — четыре). Это родные центры снабжения, набор войск разрешен только в них — так что не надейтесь, захватив Берлин, сразу построить там армию, построить ее вы сможете только в родном центре, соответственно, ее еще придется тащить до линии фронта. Так что посредством какой-нибудь авантюры мгновенного преимущества добиться не получится, победу можно будет получить только в результате тщательно спланированных действий.

Грубая сила войск, конечно, хороша, но она далеко не самая главная достопримечательность этой игры. Самая же большая изюминка вынесена в название игры — это дипломатия. Поначалу понять, где именно она находится в самой игре и как ее активировать, задача еще та.… А попытка осознания заявленного разработчиками «интуитивно понятного, визуального вида переговоров» вызывает только пробуксовку мыслительных процессов. Ведь как выглядит дипломатия в играх? Как правило, это набор заготовленных предложений, которые в редких случаях можно снабдить некой интонацией (просить, требовать, умолять и т.д.).

В «Дипломатии» же все выглядит по-другому. Активировав переговоры с некоторой стороной, мы не увидим никаких диалоговых окон и привычных для нас текстов. Все гораздо проще. Учитывая, что технологиями, валютой и т.д. мы торговать не можем, да и не намерены, у нас остаются чисто силовые и дипломатические варианты.

К примеру, силовые предложения — о поддержке какой-либо провинции своими войсками, по разделению провинций («давай ты захватишь Рим, а я — Тунис») — обычно не встречают на пути к их заключению особых преград, правда, зачастую союзник хочет, чтобы ты еще и перевез его войска куда-либо или поддержал нападение, но за такие уступки тоже можно что-нибудь выторговать.

Дипломатические возможности куда более интересны: тут и союзы, и пакты о ненападении (постоянные и не очень; не дай бог вам заключить постоянный союз, раз надцать точно пожалеете :-)), и военные союзы. Есть даже объявление некоторой провинции демилитаризованной зоной. Что-что, а этот договор недооценивают почти повсеместно, а зря, ведь фактически при его заключении игрок может отсечь от себя вероятного противника или даже нескольких — соответственно, меньше просчитывать комбинаций, да и войска можно передислоцировать для нападения, а не защиты от вероятного противника. Но на словах-то это все выглядит красиво, а как оно реализовано в игре...

Вот здесь и начинается то самое, интуитивно понятное и визуальное. Для того, чтобы, к примеру, предложить сопернику поддержать вашу атаку на некую провинцию, нужно только войти в режим переговоров и отдать его войскам соответствующие приказы. Далее просто нажать кнопку — «отправить предложение». Соперник подумает и, если он решит, что ваше предложение его устраивает, то вы просто подтверждаете отдачу приказа, и все. То же самое со всеми другими предложениями: сначала проделываем все в плановом режиме, а потом отправляем предложение на рассмотрение. Если принято — отлично, если нет, то ваше предложение могут просто послать в корзину с мусором, а могут предложить альтернативу. Кстати, предложения можно отправлять не только с нейтральной окраской, но и в качестве ультиматума: мол, нам наплевать, что вы об этом думаете, но мы поступим так, и точка. Но даже если соперник полностью выполнит все требования ультиматума, то не надейтесь, что его отношение к вам останется прежним — скорее всего, оно сильно ухудшится, за этим последует разрыв всех договоренностей, а впоследствии возможно и нападение.

Правда, нападения можно ждать и так, ведь разрыв всех обязательств, кроме постоянных союзов и пактов о ненападении, это характерная черта тогдашней дипломатии. Дипломатии самого начала ХХ века. Превентивные войны, захват территорий, провокации, многоходовые дипломатические интриги — вот чем прославились эти годы. И именно в этот период нам предстоит играть. Когда же игрок понимает, что его могут предать в любой момент, воткнуть в спину нож, отобрав пару провинций, а потом, как ни в чем не бывало, предложить напасть на соседа, вот тогда приходит осознание, почему в игре среди дипломатических возможностей нет такого пункта, как мир. Потому как мира действительно нет. Есть союз, есть пакт о ненападении, есть военный союз против какой-либо державы, а мира — нет. Вместо такого понятия как мир, в Европе того времени прочно живет понятие нейтралитета. А он уже может быть разным, хотя в большинстве случаев — вооруженным до зубов.

Почти вывод

Выводы мне никогда не удавались, а расписать все недостатки игры, похоже, придется именно в нем, родимом. К счастью, их немного — но они есть.

Основные нарекания вызывает — как вы уже, наверное, догадались — графика. Но не отрисовка стратегической карты, тут как раз все абсолютно верно, а некоторые части интерфейса — в частности, портреты. Нарисованы они, конечно, грамотно. Можно выбрать лица как для своего протеже, так и для противников, но мне бы больше пришлись по душе не эти неудобоваримые физиономии, а портреты исторических личностей. А если бы к ним прилагалась хоть какая-нибудь захудалая историческая справочка, так вообще было бы замечательно. Но — увы. Здесь, видимо, проявились те самые гены настолки, ведь командуешь страной ты, а не какая-то историческая личность. Второй недостаток — это камера; зафиксировать ее в одном положении фактически невозможно, так как после каждой фазы она выставляется на позицию, заданную по умолчанию. После получаса игры ты ее уже правишь на чистом автомате, но все равно немного раздражает. Последний огрех — это звук, треков всего ничего, а в процессе столкновения армий вражеские генералы начинают ухать, как будто ты их бьешь лопатой в солнечное сплетение, и делают они это с интервалом в пару секунд. Поначалу забавляет, потом раздражает.

Не знаю, записать ли в минусы искусственный интеллект. В принципе, нам наобещали кучу модификаций его поведения, но я как-то различий не заметил. Однако для тренировок и просто приятного времяпрепровождения он вполне ничего, справляется.

Главная фича — визуальный язык переговоров. Вот это действительно лучшая придумка, которую я видел в сетевых стратегиях. В игре по Интернету — вообще сказка! Можно хоть немцу, хоть уругвайцу за тридцать секунд соорудить предложение, получить ответ, поплести интриги за спиной еще у кого-то и нарваться на такие же интриги со стороны других живых противников. Это действительно непередаваемое удовольствие.

Я бы сказал, что «Дипломатия» — игрушка для настоящего канцлера.

Если хотите им стать, хотя бы в виртуальной реальности, то в нее очень даже стоит играть. Если же вы в детстве питали стойкое отвращение к интригам, то не стоит браться за эту игру, только разочаруетесь.

P.S. Советую выкачать патч :-).



 

Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль |