аction
RPG
стратегии
симуляторы
adventure/quest
десткие
некомпьютерные
прочие



Новости

Обзоры

Preview

Сheat-коды

Советы бывалого

Советы проходимца

Кузница

Музей

Вокруг игр

Интернет

Справочник

Галерея
Галопом по компам 2
Дмитрий ТАРАНДИН
Серия: 1, 2, 3, 4
14.03.2005  
   

Продолжение.

Высший пилвольтаж

Существует такой способ разгона железа, как вольтмоддинг. На мой взгляд, это очень уж суровый метод достижения дополнительных попугаев в тестах :-). Недостатков здесь несколько. Во-первых, вы теряете гарантию на комплектующие. Во-вторых, реальный прирост производительности лежит в пределах всего 10–15% (за исключением отдельных редких случаев), но расплатой за это может стать «спаленная» девайсина. Ведь даже если вы правильно все рассчитали :-), но не обеспечили достаточного охлаждения, срок службы микросхем резко уменьшается.

Хорош этот способ в том случае, когда при разгоне другим методом (повышение рабочих частот, разблокирование дополнительных возможностей) необходимо обеспечить более высокую стабильность работы. Конкретно на этом способе останавливаться не будем, т.к. в Интернете можно найти большое количество информации с подробным описанием по многим комплектующим, да и рассматриваем мы не разгон, а оптимизацию, а это, пардон, разные вещи.

«Строим» систему

Оптимизация операционной системы — процесс весьма трудоемкий, но при этом и весьма действенный. Изменив определенным образом конфигурацию операционной системы, можно добиться от компьютера гораздо лучших результатов. Иногда эффект от такого «тюнинга» ОС сравним с приобретением более быстрых комплектующих. Далее я постарался привести основные приемы оптимизации, которые справедливы для семейства Windows, в частности для XP, т.к. опыта работы в других системах, к сожалению, я не имею. К тому же, по Linux есть весьма большое количество информации в МК.

Интересно, что «самооптимизация» в Windows XP производится постоянно. По мере того, как вы запускаете приложения, Windows «наблюдает» за вашим поведением и записывает динамический файл layout.ini. Каждые три дня, после того, как система сочтет компьютер бездействующим, она изменяет физическое местоположение некоторых программ на жестком диске для оптимизации их времени запуска и выполнения. XP также ускоряет процесс загрузки системы и оптимизирует запуск программ с помощью предсказаний. Windows наблюдает за кодом и программами, которые запускаются сразу после загрузки, и создает список, позволяющий предсказать запрашиваемые данные во время загрузки. Точно так же при запуске отдельных программ, система следит за используемыми программой компонентами и файлами. При следующем запуске приложения Windows предсказывает список файлов, которые потребуются программе. Ядро системы следит за страницами, к которым обращается данный процесс сразу же после его создания. Далее служба создает ряд инструкций предсказания. Когда процесс будет создан в следующий раз, ядро выполнит инструкции предсказания, ускорив выполнение процесса. Оптимизация диска и ускорение запуска приложений/загрузки тесно работают вместе. Списки, записанные при запуске приложения и при загрузке системы, используются при выполнении оптимизации файловой системы для более быстрого доступа к программам. Но, несмотря на все вышесказанное, нужно помочь своему компьютеру в достижении максимума возможного.

Благородный почин

Ну, во-первых, само собой разумеется, необходимо установить последние версии драйверов на все комплектующие (обязательно — на видео-, звуковую карту, чипсет), прошить последнюю версию BIOS материнской платы. Желательно также обновить DirectX от Microsoft (последняя на сегодня версия — 9.0с). Можно еще установить последние сервиспаки к операционке.

Далее следует учесть, что по умолчанию операционная система устанавливает многие параметры так, чтобы компьютер работал стабильно, а не быстро. Но лучше ведь, когда он работает и быстро, и стабильно! Вот этим мы сейчас и займемся. Проверим, включено ли ускорение DirectX (Пуск/Выполнить/dxdiag). В открывшемся окне на вкладке «Дисплей» ( рис. 1) включаем «Ускорение DirectDraw», «Ускорение Direct3D», «Ускорение текстур AGP» (по умолчанию они и так включены — прим. ред.). Теперь прогуляемся в диспетчер устройств для проверки режимов работы IDE-контроллера. Откроем Свойства системы (Win+Break), далее Оборудование/Диспетчер устройств. Выбираем IDE ATA/ATAPI контроллеры/Первичный (Вторичный) канал IDE и в свойствах на закладке «Дополнительные параметры» устанавливаем Режим передачи DMA, если доступно ( рис. 2). Разумеется, режим DMA должен быть включен и в BIOS'e для устройств IDE, и лучше не доверять это компьютеру (AUTO), а сделать самому, установив максимально возможный для используемого устройства режим (ИМХО, лучше Auto, ибо обычный пользователь вряд ли представляет себе, какие режимы обмена данными поддерживает подключаемый им девайс :-) — прим. ред.). Здесь же в «Дополнительных параметрах» для канала, к которому ничего не подключено, «Тип устройства» следует выбрать «Отсутствует» (так и хочется спросить автора — зачем?! :-) — прим. ред.).

Рис. 1.     Рис. 2.

Поставим на максимум аппаратное ускорение в свойствах видеоадаптера. Для этого заходим в свойства экрана, на закладке «Параметры» вызываем окно «Дополнительно» и там на закладке «Диагностика» выставляем полное аппаратное ускорение ( рис. 3) (Обычно оно уже само там стоит :-) — прим. ред.).

Рис. 3.

Виртуальная памятка

Виртуальная память (файл подкачки, Pagefile.sys, Swopfile) — область, выделяемая на жестком диске системой для хранения/обработки временной информации, в случае неразмещения ее в оперативной памяти по тем или иным причинам. По умолчанию система создает файл подкачки на системном логическом диске (C:), размер такого файла равен 1.5 объема ОЗУ. Ни то, ни другое не допустимо! (Вот те раз. Не иначе, автора надо в Майкрософт заслать, для консультаций :-) — прим. ред.). Файл подкачки не должен находиться на одном диске с системной информацией (об этом мне даже напомнил Photoshop 8 при первой загрузке). Для увеличения скорости работы с виртуальной памятью лучше размещать ее на самом быстром физическом диске (если их несколько). Если же в наличии имеется один винчестер, разбитый на несколько логических, желательно разместить файл подкачки в начале самого первого раздела, где скорость доступа выше. (Во-во, а это обычно и есть поруганный выше диск «С:» :-) — прим. ред.).

Теперь о размере, выделяемом под своп-файл. При недостаточном объеме оперативки (менее 512 Мб) лучше выделить для подкачки не менее 1 Гб. Но в любом случае минимальный размер файла подкачки желательно установить в два раза больше объема ОЗУ — это не даст ему фрагментироваться во время работы. (И можно будет сполна насладиться «тормозами» системы, возникающими из-за регулярного обращения к огромному файлу подкачки — прим. ред.). Максимальный размер виртуальной памяти лучше не ограничивать, т.е. чем он больше — тем лучше. Ну, а если не впадать в фанатизм, то максимальный размер файла подкачки желательно установить 2–4 ОЗУ. (ИМХО, для обычного пользователя лучше оставить определение размера файла подкачки на совести ОС, ибо ограничив виртуальную память, пользователь может получить проблемы с работой приложений (в т.ч. и игрушек), не догадываясь о «первоисточнике» проблем. — прим. ред.). Настроить параметры виртуальной памяти в Windows 95/98 можно, зайдя в свойства системы (Win+Break) на вкладку Быстродействие\Виртуальная память. В XP: Свойства системы \Дополнительно\ Быстродействие\ Параметры\ Дополнительно\ Виртуальная память\ Изменить ( рис.  4).

Рис. 4.

Для некоторого увеличения скорости работы старых компьютеров в XP часто рекомендуют отключать визуальные эффекты. Но зачем вам тогда XP? Да и не особо этот метод спасает на практике. (ИМХО, отключение «эффектов» всяко-разного выезжания меню и т.п. может сэкономить немало рабочего времени и нервов :-). — прим. ред.)

Зачистка винчестера

Скорость работы с имеющейся на винчестере информацией напрямую зависит от ее количества. (Не, ну как сказал! — прим. ред.). Чем меньше информации, тем быстрее ее обрабатывает компьютер. Да и от свободного дополнительного места на винчестере, думаю, никто не отказался бы. Понятно, что важную и нужную информацию удалять никто не собирается, но можно ощутимо увеличить свободное пространство на винчестере, если знать, что можно удалить безболезненно.

Для начала немного теории. Вся информация на винчестере хранится в кластерах. А уж эти самые кластеры имеют определенный объем в байтах. Но тут и начинается самое интересное: в зависимости от используемой файловой системы и полного объема диска размеры кластеров отличаются. Так, например, в системе FAT32 на диске объемом 40 Гб кластер имеет размер 16 Кб, а в системе NTFS — 4 Кб. Зачем я все это пишу, если речь идет об освобождении дискового пространства? Дело в том, что даже если записать на винчестер файл размером 1 байт, то он займет место на диске, равное одному кластеру. Размер в разных случаях см. выше. Именно поэтому в свойствах файла указывается два значения: «Размер» и «На диске». Теперь вспомним, сколько нужных и ненужных ярлыков раскидано на нашем компьютере, а сколько пустых папок? Есть еще такая замечательная папочка Recent, в которую в виде ярлыков записываются все обращения к документам, программам, папкам. Если эту папку долго не чистить, наступает…

При установке системы вместе с самой ОС к нам на диск попадает масса ненужных приложений от дядюшки Билла, о которых обычный пользователь даже не подозревает. Ни разу не видел человека, который использует Windows Messenger или MSN Explorer, но все терпят их присутствие на диске (а многие даже в автозагрузке). Вообще, можно самому если уж не выбрать установку приложений Windows, то хотя бы их удалить. Для этого в каталоге Windows\Inf найдем файл Sysoc.inf и откроем его с помощью «Блокнота» ( рис. 5). В открытом тексте удаляем слово Hide (оно там встречается несколько раз) и сохраняем измененный текст. Теперь, если пройти в Пуск\Панель управления\ Установка и удаление программ\ Установка компонентов Windows, можно увидеть много «невидимых» ранее компонентов, а при необходимости и удалить их. Только нужно точно знать, что удаляешь, и не понадобится ли это в дальнейшем :-).

Рис. 5.

(продолжение следует)

Серия: 1, 2, 3, 4



 

© 1998-2002, ИД "Мой Компьютер". Тексты статей. © 2002, Федор Сергеев. Дизайн. Графика. © 2002, Николай Угаров (xKO). Дизайн, программирование

         bigmir)net TOP 100