аction
RPG
стратегии
симуляторы
adventure/quest
десткие
некомпьютерные
прочие



Новости

Обзоры

Preview

Сheat-коды

Советы бывалого

Советы проходимца

Кузница

Музей

Вокруг игр

Интернет

Справочник

Галерея
Knights of Honor

Knights of Honor Cправочник Галерея
Разработчик:Black Sea Studios
Издатель:EA
Жанр:стратегии

Cкриншоты:

Галерея>>>

Сергей ШТЕПА aka Sir

07.03.2005  
   

Исполненный долг

Эпоха стратегий, несущих в своем теле как тактический, так и стратегический режим с неизменными иконками, сложной экономической системой и прочим, началась очень давно — во времена расцвета Lords of the Realm II. Назвать данную игру оригинальной позволяет даже мое личное косноязычие, так как идеи Civilization в этом творении были развиты и доработаны, а добавленный тактическим режим, несмотря на свою излишнюю прямолинейность и, я бы сказал, аркадность, был очень интересным. Словно дилетант, несколько лет назад я часами просиживал за вышеупомянутой игрой, борясь со злобными королями и герцогами, желающими поработить мой народ, захватить в свое владение угодья, необходимые для сельскохозяйственных нужд… Трудно припомнить, сколько же времени я потратил на тотальное изучение Lords of the Realm II.

Впрочем, урок пошел мне на пользу — теперь я могу судить, где находятся истоки знаменитой серии Total War. Как любое творение, призванное воплотить в жизнь сразу все идеи предшественников, та же Medieval была хороша, по большому счету, благодаря грандиозным баталиям, а не тонкой стратегической части, требующей немыслимых мозговых трудов для победы. Но настоящей конкуренции, к сожалению, не получилось — неожиданно вышедшая третья часть Lords of the Realm очень уступала своим предкам, не говоря уже о более современных продуктах. Но одна дыра в жанре так и не была залатана — во всех новомодных стратегиях большую роль играла боевая часть, лихие военные операции и масштабные сражения, а не то, в честь чего назван жанр — в них не ощущалась важность стратегической части. Плохой ты правитель или гениальный, значения не имело — исход игры зависел лишь от того, какие навыки геймер способен продемонстрировать на поле боя, сражаясь с виртуальными бонапартами…

В середине 2004 года началась масштабная рекламная кампания нового проекта под названием Knights of Honor. Многочисленные постеры в игровых изданиях, постоянная реклама и огромный ажиотаж — все это заставило обратить внимание на относительно малобюджетный продукт от болгарской студии Black Sea. Еще одна клонированная стратегия или настоящий шедевр? Мое мнение читайте ниже…

Властитель Европы

Запуская игру, я с прытью комсомольского писаря начинаю созывать в злосчастную комнату всех близстоящих представителей рода Homo Sapiens. Качество вступительного ролика, одаряющего игроков пышными эмоциями, потрясает. Красивейшая вода, ночные деревья, зеленое покрывало которых спряталось в закутке тьмы… Всадники и кони, бредущие по тропе… Поначалу кажется, будто это — сцена из какого-нибудь нового кинофильма, призванного умаслить толпу и слопать за это немалые плоды. Чуть позже приходит понимание, что облик воеводы слишком нереален, это лишь фикция, текстурный обман, сделанный по фотографии… Зато масштабность трудно переоценить — не будь здесь злокозненных полководцев, я бы принялся заглядывать в афиши кинотеатров в поисках новых исторических фильмов…

Оправившись от увиденного, мы начинаем игру. Вариантов здесь не так уж много — вся свобода сводится к выбору кампании или одиночного сражения. В последних можно попробовать вырвать победу в чистом поле или захватить/защитить замок. Режим кампании относительно прост — выбираете эпоху из трех возможных, зорким взглядом находите название подопечного государства, после чего щелкаете на нем и, выбрав уровень сложности, начинаете игру.

Сюжетной затравки здесь попросту нет — Knights of Honor прельщает нас не увлекательной фабулой, а возможностью почувствовать тяжесть судьбы правителей стран и завоевать доверие во всей Европе. Цель достигается множеством способов (о них — попозже), но финал во всех случаях один: вы, кликнув мышью на пункте созыва коллег по несчастью, начинаете некое подобие голосования, в ходе которого монархи оставшихся государств отдают голоса «За» и «Против», тем самым определяя судьбу Европы и ее грядущего правителя — в случае преобладания положительных голосов игрок становится победителем. Но слова — это всего лишь слова, а совершить задуманное намного тяжелей…

Что изволите делать, сэр?

Можно свой путь очень долго искать,

В метрах лишь двух от него проходя,

Можно его никогда не искать,

Но очень быстро найти...

Многообразие тактик умиляет. Десятки, сотни, тысячи обозревателей со всего мира были правы. Каждый игрок найдет здесь что-то свое — будь то постоянный террор государств и требование дани или же простое заключение союзов с наибольшим количеством стран. В последнем случае следует делать упор на массовое строительство зданий, улучшение экономического состояния и добывание почтения у соседствующих государств, которые защитят вас более эффективно, нежели имеющаяся в наличии дюжина крестьян с вилами. Но главное — здесь нужно думать. Имбецилы с обезьяньим интеллектом падут смертью глупых уже через десять минут, раздавленные войсками враждующих стран и лишенные золотых наделов из-за собственной непроходимой тупости. Зато обладатели нормального IQ вполне смогут бороться с виртуальными оппонентами даже на среднем уровне сложности. Наивысший предназначен только для тех гениальных личностей, которые смогут целыми сутками постигать премудрости «Рыцарей чести» и учиться на своих немногочисленных ошибках.

Причины сложности Knights of Honor лежат на самой поверхности. В игре настолько много различных тонкостей и приемов, что разобраться в них очень тяжело даже после тридцати часов, проведенных перед монитором. Но давайте об этом подробней.

Для начала — о методах правления. Их очень много, и каждый обладает своими преимуществами и недостатками. Сделать упор на милитаристскую организацию и терроризировать каждую страну, оставаясь при этом без золота? Или предложить мир могущественным соседним державам, чтобы они обороняли вас во время накопления золота, а позже построить огромное войско и стереть бывших союзников в пыль? Варианты ласкают нас, затуманивают разум, дурманят его семицветом свободы, не давая возможности оторваться от игры.

Очень важная роль досталась правильному построению зданий. Если у вас немало городов, не стоит в каждом из них развивать промышленную и военную инфраструктуру до предела — вам не хватит либо денег, либо терпения, чтобы осуществить задуманное. Предпочтительнее делать пограничные селения наиболее могущественными в военном плане, а центральные города ограничивать не столь уж тесными рамками экономики. Более поздние здания обходятся в копеечку, и чтобы не пасть жертвой собственной недооценки роли денег, необходимо грамотно разграничивать задания каждого объекта, будь то экономический или милитаристский центр.

Одно из нововведений «Рыцарей чести» — некие «преимущества». Они, словно свет в конце тоннеля, позволяют рассчитывать на светлое будущее для своих обладателей. Выполнив все, что от вас требуется (зачастую — собрав редкие ресурсы, имеющиеся у других стран, и т.д.), не забудьте глянуть в соответствующее окошко — наверняка там будет сиять яркими цветами существенный бонус, помогающий в каком-то из аспектов правления. Особый упор рекомендую делать на экономическую помощь — заработав солидные деньги, вы на собственной шкуре ощутите сладость богатства и роскоши.

Победить в этой игре без грамотного управления подчиненными попросту невозможно. Количество основных подопечных строго ограничено, и далеко не единожды вас будет преследовать вечная мысль, кого нанять — купца или шпиона? Торговец поможет вам наладить отношения с коллегами по ремеслу из других государств, что позволит получать дополнительные монеты по истечении определенного времени. Но если денег вам хватает, можно попробовать договориться о бесплатной поставке в вашу страну необходимых для «преимущества» вещей. Стезя шпиона еще более сложна. Отправив своего партизана во вражье логово, обязательно дождитесь очередного призыва полководцев и купцов правителем выбранной страны — ваш нечистый на руку подопечный обязательно выдаст себя за светлого рыцаря на белом коне и проберется в тыл, чтобы творить там злые дела. Можно попробовать обворовать врага, украсть из его казны денежные средства или спровоцировать восстание. Хороший Штирлиц обязательно достигнет цели и вернется к вам, но ежели действовать с прытью эстонских лазутчиков, на действия которых собирались посмотреть жители всех окрестных деревень, придется поплатиться — оппоненты быстро поймут, кто пытался им навредить, и постараются наказать вас. Если операция в тылу врага не удалась, то при некотором везении шпион сможет взвалить ответственность за содеянное на другого, оградив себя от проблем, а игрока — от ненужной войны…

Полководцы, конечно же, еще более значимы, нежели вышеупомянутые господа — без них не сдвинется с места ни одна армия, а присутствие на поле боя опытного военачальника позволит одержать победу в, казалось бы, проигрышном сражении. В случае удачного исхода битвы воевода получает в свое распоряжение драгоценные корнеплоды опыта, которые можно потратить на определенные навыки. Кроме того, главнокомандующий может пасть от вражеского меча или стрелы, навсегда покинув белый свет и заставив вас искать другого подопечного, конечно же, менее опытного и умелого. Настоятельно советую уберечь своих подчиненных от подобной участи.

…Вижу, читатели смотрят на меня широко открытыми глазами, невольно задавая риторический вопрос: неужели в игре так много всяких возможностей? Пережевывать аспекты Knights of Honor можно очень долго, но осветить каждую тонкость не получится — настолько велико их разнообразие. И то, что все они прекрасно скомпонованы, склеены в единый витраж и представляют собой цельную композицию, только добавляет в копилку игры еще один серебряный плюс. Ну а стратегии… Лично я предпочел создать для начальной обороны небольшую армию и заключить союзы со всеми близлежащими державами, после чего начал выпрашивать деньги у каждой существующей страны. Постепенно я накопил немалый капитал, построил огромную армию и методично расправился с большинством остальных государств, которым надоели постоянные вымогания золотых. Не скажу, что мой путь был единственно верным — поиграйте в «Рыцарей Чести» и попробуйте опровергнуть предложенный вариант. Уверен, с таким разнообразием возможностей вы сможете найти свой собственный Идеальный Путь.

И вечный бой…

Идеала до сих пор не существует. Knights of Honor только подтверждает это правило. При всей гениальной стратегической части в игре нет вразумительных боев. Поначалу кажется, будто все прекрасно. Хороший изометрический обзор? Имеется. Использование ландшафта, оборона замков, катапульты? Все есть. Даже разнообразие войск внушает немалое доверие. Но показывать свой наполеоновский талант здесь попросту неинтересно. Кажущаяся поначалу безупречной осада крепостей на редкость скучна — приставные лестницы практически не используются, ибо лезущих по перпендикуляру юнитов расстреляют умелые лучники, уничтожение катапультами башен очень утомительно, а стычки и вовсе ужасны. Конные войска без труда уничтожат любых мечников, а те, в свою очередь, легко расправятся с ополченцами. Тактическое разнообразие и грамотное построение войск, удар клином и линейное построение? Уж простите, ничего этого нет. Ну, а когда сошедшаяся толпа кавалеристов начинает кровавую потасовку, и вовсе хочется воскликнуть: «смешались в кучу кони, люди»…

Нежизнеспособность тактического режима подтверждает и следующий факт. В большинстве случаев стычки происходят между абсолютно разными по силе армиями, где одна сторона практически без усилий будет устранена другой. Это, конечно, разумно — ведь десяток мечников не поборет четвертак рыцарей, но с другой стороны, в чем же заключается интерес? На мой взгляд, его здесь нет.

К счастью, на бои можно попросту не обращать внимание. Умелые дипломаты обойдутся без лишнего кровопролития, а если уж сильно хочется воевать, загляните в раздел одиночных сражений — там хоть состав армий более равный…

Oh, what I see?

«Рыцари чести» — игра, не претендовавшая на бирки «лучшая графика в стратегиях» и прочие награды за визуальные достоинства. Ее смысл — именно в безупречном игровом процессе, затягивающем на долгие-долгие часы. Что это значит? Knights of Honor выглядит весьма средне. С одной стороны, боевая составляющая довольно красочна, но ей очень не хватает эпичности, да и анимация юнитов ужасает — то там, то сям видны постоянные ошибки в синхронизации фаз движений, в результате чего шаги получаются резкими и неестественными. Стратегическая часть выглядит еще проще — скудно, не впечатляюще. Но засматриваться на визуальные огрехи нет ни малейшего желания — увлеченность процессом заставит позабыть о графических красотах и думать только о том, как стать правителем Европы. Той самой, единой…

О музыке можно говорить исключительно в восторженных тонах. Эпично, бравурно, потрясно! Высший класс! Спокойные, будто волыночные мелодии… Ужасающий до колик в сердце военный марш… Громкий звук барабанов… Поверьте, это нужно услышать! Услышать и запомнить навсегда…

Как будет по-русски «Knight»?

Потрясая читателя восторженными эпитетами, завлекая его в головокружительный игровой процесс «Рыцарей чести», я не могу забыть о потрясающей локализации от компании «Новый диск». Осуществить перевод с болгарского на русский не так уж и сложно, ведь языки принадлежат к одной славянской группе, но вот сделать это с таким тщанием, с таким старанием… Это очень трудно, поверьте. Текст хочется читать и перечитывать, показывать друзьям и знакомым литераторам. Им хочется наслаждаться! А озвучка… Голос диктора очень четкий, интонации подобраны единственно верно, и все это вкупе с потрясающим шрифтом и доброжелательным приветствием складывается еще в одну композицию, которая остается в памяти надолго. А мелкие недочеты… Неужели вы считаете, что переводом занимались роботы? Конечно же, это не так, потому встреченные мною немногочисленные ошибки (неологизм «местости», а также произношение слова «enter» вместо «escape» в обучающем курсе) ничуть не портят восторженного впечатления от локализации. Вам еще что-то нужно?

* * *

Игра потрясает. После неудачной Lords of the Realm III и, на мой взгляд, несколько попсовой Rome: Total War, «Рыцари чести» выглядят прекрасно. Увлекательнейшая стратегическая часть, немеркнущий даже после множества часов игровой процесс, огромное разнообразие и сбалансированная игровая механика — вот основные козыри данного проекта, призванные вывести его в единоличные лидеры жанра. Сетовать на скупой тактический режим и убогую по сравнению с некоторыми конкурентами графику попросту не хочется. Вот вам пример: из всего разнообразия качественных игр, установленных на моем компьютере (BreakQuest, Evil Genius, FIFA 2005, Vampire: The Masquerade — Bloodlines, Half-Life 2 etc.), я предпочел заниматься водружением своего подопечного на трон главного монарха Европы. Получение данного титула растянулось на долгие часы, и я не скажу, что жалею о потраченном времени…

Между тем, конкурирующие с Knights of Honor продукты обречены на долгие и мучительные страдания. Очередные «Властители земель» наверняка утонут в пучине серости, созданной третьей частью, и никогда не выйдут в свет. Civilization, послужившая истоком для всех вышеупомянутых игр, не может похвастать скорым релизом очередной части. И в это застойное время на рынке стратегий появился однозначный лидер, обскакавший конкурентов на семь верст и водрузивший золотую корону на свой овальный череп. «Рыцари чести» — очень качественный продукт, который понравится не только ценителям жанра, но и многим другим игрокам. И лишь планирующийся в 2006 году выход Civilization IV сможет отодвинуть нашего пациента на более низкие позиции. А если нет — по дороге, пораскинув мозгами, будет катиться голова Сида Мейера...

P.S. Однажды, когда я выходил из игры, виртуальный диктор сказал: «Я буду ждать вашего возвращения». И поверьте, процесс ожидания оказался очень недолгим.



 

© 1998-2002, ИД "Мой Компьютер". Тексты статей. © 2002, Федор Сергеев. Дизайн. Графика. © 2002, Николай Угаров (xKO). Дизайн, программирование

         bigmir)net TOP 100