аction
RPG
стратегии
симуляторы
adventure/quest
десткие
некомпьютерные
прочие



Новости

Обзоры

Preview

Сheat-коды

Советы бывалого

Советы проходимца

Кузница

Музей

Вокруг игр

Интернет

Справочник

Галерея
Onimusha

Onimusha Cправочник Галерея
Разработчик:CapCom
Издатель:EA
Жанр:аction

Кирилл ТАЛЕР

19.04.2004  
   

Техническое хокку

Плывет в камышах

Лодка с портированными играми.

Заряжаю базуку.

Статья задержалась — что есть, то есть. Onimusha оказалась первой вирусной палочкой, которая навлекла на порталы ДЗВР эпидемию косого инсталла. Onimusha, Beyond God and Evil, Sacred и т.д. Если бы Kertis был рыжим гномом, он разорвал бы на себе …бороду. Если бы я был рыжим гномом …я бы не входил в игру через портал Glukk`a.

А пока наши потрепанные порталы ждут инженера крокодила Гену в голубом вертолете — специалиста по генной инженерии, голубым вертолетам и апгрейду порталов, — славные, знаменитые агенты и спецагенты, аки кадеты несмышленые, бегают по порталам чужим, дабы сподобиться получить задание.

Горе нам на седины, горе мне, агенту со многими десятками бросков за мохнатой спиной, который иссерфил весь Интернет, но так и не нашел причины, почему Onimusha не ставится. Только неизвестный солдат пиратского фронта, стоящий на пошарпанной раскладке с потрескавшимися дисками, объяснил причину, вернее, две: 1) Onimusha не хочет идти под Radeon`ом (есть подозрение, что под любым), 2) Onimusha не хочет инсталлиться поверх 98-й Винды.

Совместив эти два малоутешительных факта и прибегнув к помощи Shrike, Kertis`a&Glukk`a и второго купленного диска (за свои, кровные!!!), я таки наладил прямой портал между пещерой орка-спецагента и средневековой Японией.

Лети-лети к нам, инженер-крокодил Гена, специалист по генной инженерии, апгрейдам порталов и голубым вертолетам! Ибо славный Департамент требует, слезно просит апгрейда!

Авторское хокку

Пасха всепрощающая.

Мои знакомые красят яйца,

А я — не художник…

Нашего героя зовут Саманосуке. Повторю еще несколько раз — Саманосуке, Саманосуке, Саманосуке.

Привыкайте к японским именам. И не говорите, что не привыкли.

Ибо наши, такие родные имена, как, например, Саша, Сережа, Дима, Коля, Тарас, могут по-японски обозначать некий орган некоего не совсем гордого и совсем неуважаемого животного. Обидно вам, о, Саши, Сережки, Димы, Коли и Тарас?! Верю, обидно — и руки тянутся к моему горлу.

Вот и Саманосуке тоже было бы обидно и досадно. Потому примите его имя как данность.

В игре присутствует еще и некая служанка Хацу… И опять пошлое хихиканье подступает к горлу — ан нет! Не позволим! Игра Capcom`овская, игра героическая — а пошлость не к лицу самураю.

Потому привыкайте — ибо не имя красит персонажа, а его поступки и управление этим самым персонажем. Но и в портированном — белыми нитками по живой геймерской душе — процессе управления душите в себе славянского духа порывы, равно как привычку к простым трех- и пятибуквенным словам. Хотели насладиться легендарным и культовым приставочным Онимушей?! Наслаждайтесь теперь, блин, кинематографической камерой, наблюдая крупным планом спину монстра, надейтесь, что где-то там, за его спиной, вы успешно сражаетесь с еще тремя монстрами, верьте, что, может быть, вам удастся вслепую их зарубить…

Удастся! Как показывает жизнь и приобретенный опыт, в конце концов можно привыкнуть даже к собственным кривым рукам, а не только к чужим кривым портам...

Наших разработчиков зовут Capcom — и повторять не буду. Ибо они уже давно известны громкими (по крайней мере, не тихими!) Chaos Legion и Resident Evil. Диагноз «капкомовцам» можно ставить уже после этих двух игр: демонофобия и самураефилия с рецидивами на приставки и X-Box`ы. Оnimusha данный диагноз только подтверждает.

Лирическое хокку

Победа клана

ценой бледного сна демона —

Поражение всей Империи.

Средневековая Япония. 1650 год. Период раздробленности и клановых войн. Даже войнами не назовешь эти постоянные дрязги и взаимные упреки князьков-феодалов. Каждый клан сам по себе слаб, а ведь даже самый отважный и прославленный полководец не сможет добиться больших побед одним только умением.

Клан Ода, ведомый полководцем Нобунагой, схлестнулся с кланом Сайто.

Уже до этого ходили слухи, что Нобунага, будучи самым сообразительным по части побед любой ценой, смекнул, что не обязательно просить помощи у соседнего клана — так ведь и добычей поделиться недалеко. Потому попросил помощи у демонов, благо их в Японии целый толстый пантеон. И когда стрела вольного самурая Саманосуке попала расчетливому полководцу между глаз, тот не особо расстроился: быстренько умер (стрела между глаз рулит!), а затем так же быстренько воскрес и повел ставших уже родными и близкими демонов на именное поместье клана Сайто.

Чем Нобунаге так не понравился нашему главному герою? А чем он мог нравиться, этот тиран, мечтавший покорить всю Японию?! Просто Саманосуке хорошо стрелял — и попал. Оказалось, попал конкретно.

Ибо вернувшемуся в Сайто самураю не удается застать знакомую с детства (и нелишне будет сказать — желанную) принцессу Юки, зато он застает разгромленный дворец — и письмо на его имя. Письмо нервное, недописанное. Письмо о том, что в округе видели монстров, о том, что пропадают люди, и она, Юки, очень волнуется…

А еще в перерыве между боем и опустошенным домом клана Сайто мы успеваем увидеть мир глазами монстра — размытые мелькающие очертания усадьбы, крыши… Мир движется быстро, очень быстро… Мы успеваем увидеть и саму принцессу Юки — японки бывают очень-очень красивыми! — и ее глаза, расширившиеся от страха…

…Саманосуке выбегает из разгромленного дома — и у ворот встречает демонов: двух трехглазых (это гораздо страшнее, чем трех двуглазых!) Победить этих тварей смелый самурай не может, зато судорожными движениями (у меня других движений в «хак`n`слэш» не бывает!) отгоняет подлых тварей от девушки. Только-только славный самурай успевает привести ее в чувство, как приходит младший босс (естественно, самый самоуверенный и тупой! — что возьмешь с младшего), одним ударом уводит Саманосуке в сладкую нирвану и забирает принцессу Юки.

Из нирваны самурая выводит за руку низвергнутый клан огров (похоже, не демоны, а всего лишь мифические существа, не самые плохие и не самые хорошие, просто лишенные своего дома, очага, санузла и именных рисовых палочек) — они-то и дают ему, простому человеку, хоть и осведомленному в искусстве боя, перчатку огров, способную поглощать загулявшие (заблудшие — др. рус.) души демонов. И опять нирвана…

Медленное пробуждение…

Разгромленная усадьба — ни принцессы, ни демонов, только трупы крестьян-ополченцев — и над всем этим витает пугающая, смутно угадываемая перспектива будущего Пути в бездну…

Хокку Пути

Сутулая спина моя –

Не дань сожаления остающимся.

Только дуновение маятника…

Да, именно тут и заканчиваются ролики. Между прочим, сделанные отнюдь не на игровом движке. Ролики, по своей детализации мало в чем уступающие Final Fantasy (последним эпизодам), говорят о многом. Видимо, я прикасаюсь к шедевру приставочных игр. Ну, к культовой игре, по крайней мере… Смотреть чертовски приятно — почти Силикон Графикс. Если бы только не разрешение 640480… Хотя, слово «чертовски» здесь неуместно. Мне же потом и сражаться с этими японскими чертями. Вспоминается А. С. Пушкин: «…И снились милые черты!»… Ему, видимо, снились совершенно другие черты, не те, которые из Преисподней… а те, которые женские. Хотя кто сказал, что это не одно и то же?

Сначала прикасаться неудобно и даже противно, ну да суть не в этом. Суть в портированных… даже не сказать чтобы приколах. В портированных особенностях. Сначала эти особенности воспринимаются издалека и отстраненно, но потом начинают раздражать.

***

Издалека и отстраненно: я играю не просто в «убей-пополни жизни». Я смотрю интерактивный фильм: интересный, сюжетный, с редкими боями и частыми вставками. Нужно пройти пару локаций, пару раз засейвиться на чек-пойнтах, а затем, откинувшись в кресле и откупорив энную бутылку пива (совсем не по-японски!), отсмотреть очередной красивый ролик. Ролики — увы! — заруливают собственно игровую графику всеми рулями и ветрилами. Приставочная фишка, аналог которой я видел разве что во втором «Диабло» (ролики там красочные и оччччччень атмосферные!), но в нем ролики редки и самодостаточны. А тут просто какое-то повествование — «иди и смотри».

Чем дальше, тем меньше отводится времени на размышления и созерцание роликов. Особенно радует в этом отношении не то чтобы нововведение, но нюанс довольно непривычный: да, ролик красив, да, ты смотришь на себя, такого крутого, такого несгибаемого самурая, который встает лицом к лицу со страшным боссом… Бах-бабах! — ролик мгновенно перетекает в релтаймовый бой. А тут уж сколько жизней осталось, из тех и выгребай. Не выгреб? — извини, мой самурай, наша сказка хороша — начинай с чек-пойнта.

Слава богу, в боях с паханами камера не дышит жарким эротическим дыханием в твою спину, а панорамно показывает, и не просто поле боя, а еще и тебя на нем на пару с паханом. Правда, не всегда… Иногда показывает только тебя. Взглядом босса, что ли? Ну да, ему виднее! Особенно то, как бы тебя побольнее ударить. До этого момента успей переместиться в нужное положение камеры, иначе… Те, кто собаку с дедкой и внучкой съели на дезматчах с боссом, меня поймут. В таких поединках важен каждый шаг.

В общем и целом… подобные выбрыки камеры, кинематографической, блин… даже не раздражают, а наводят на грустные мысли — нужны ли нам портированные игры вообще?

Хокку познания

Мой Учитель знал три слова,

Три мудрых матерных слова.

Каждое убивало на месте…

Что получает отважный самурай Саманосуке, прорубаясь сквозь неисчислимые ряды монстров, кроме, пардон, пенделей от японских мечей и сокир с мотыгами? Довольно много. Чему же он может быть рад, пока не нашел свою Юки?

Перчатка Огров — может вмещать три сферы-шара: огня, грозы и ветра. Каждой сфере соответствует свое оружие, к которому наш герой постепенно получает доступ:

огонь — этой сфере соответствует полуторник, тяжелый и мощный, при достаточной раскачке быстр, как для своего веса, и способен прорубить сильного хай-монстра в несколько ударов. Спецудары его скорее эффектны, чем эффективны, но разновидностей тварюков так много, что на некоторых этот меч (на водных, например) действует, как на кота валерьянка, — монстр упокаивается через пару удачно проведенных выпадов;

гроза — скорее, ятаган: достаточно быстр в одиночном бою, но гораздо слабее полуторника по силе, нечто среднее между мечом огня и двуручной глефой (см. ниже). Использовать рекомендуется опытным бойцам, в руках же новичка, не прошедшего минимум 20 портированных игр, он страшное оружие… для самого новичка… Незаменим в точечных магических ударах;

ветер — последняя сфера, к которой вам дают доступ огры (если, конечно, вы сдадите экзамен, перебив энное число тварей!) Двуручная глефа на шесте, удар слабоват, но скорость сумасшедшая… В ситуации, когда вы окружены пятью-шестью противниками, выручает двуручка-глефа. Против демонов-ниндзей это фактически единственное спасение.

Сами Сферы открывают магически запечатанные двери — для этого достаточно сменить оружие. Степеней защиты дверей — три (как в банке!) Чем дальше в лес, тем крепче защиты и сильнее монстры. Чтобы проапгрейдить сферы и оружие — это делается отдельно, — нужно набрать в перчатку Огров достаточное количество душ убитых демонов. Но об этом гораздо ниже… Гораздо.

Кроме Сфер-оружий, есть и такие типичные стрелялки как лук и (!!! — Е! — !!!) мушкет. У кого-то еще есть сомнения, что демоны восприимчивы к огнестрельному оружию? А то, что порох изобрели на Востоке, никто не забыл?! Видимо в древний китайско-японский порох были заложены некие духовные принципы или даже заклинания. Иначе как объяснить, что мой мушкет, заряженный апгрейженными пулями, с двух-трех выстрелов разил наповал не самых слабых монстров? Короче, не думайте слишком много о том, будут ли монстры умирать. Просто стреляйте! И да пребудет с вами клан огров! ИМХО, мужики неплохие. По крайней мере, бизнес у нас на момент игры был общий — валить демонов.

Кроме самого Саманосуке, вам придется играть за его верную подругу, девушку-ниндзя Каэде. Опять же предупреждаю гормональные всплески — дружба между парнем и девушкой бывает! Особенно если парень — самурай (воин чести!) и влюблен в принцессу, а девушка — его верный боевой товарищ. Было ли что-то между ними в походах?..

Дофантазируйте сами, а?!

За Каэде играть гораздо сложнее, но об этом чуть ниже. Вот прям чуть ниже и будет… Ниже смотри, блин…

Хокку Возрождения

Тело кровоточит…

Но враг повержен навеки.

Его рана — мое будущее.

Если бы Саманосуке бил, бил и не восстанавливался, он бы умер в первые 10 минут игры. Монстров очень много, они все с режущим и колющим оружием, а с некоторого уровня еще и со щитами — такого поди пробей! Зато каждый монстр, умирая, отдает некоторое количество энергии. Основная энергия идет на повышение уровня самой перчатки Огров (красные сгустки), реже, хоть и довольно регулярно, восполняется магическая энергия, и уж совсем подарок судьбы — восполнение жизней за счет умирающих мертвяков. И действительно, какая от мертвяков может быть жизнь?! Но таки восполняется… Слава Кетцалькоатлю (увы, ни одного японского Бога мудрости не знаю, ссылаюсь на западных!), кроме такого спонтанного хила есть еще и трава, восполняющая 30–40% жизней, и термос «Медицина» — восстанавливает жизни полностью! Но надеяться на данные подачки судьбы не стоит — вам еще проходить пару локаций за боевую подругу Каэде, которая магией не владеет, потому с убитых демонов поживиться может только моральным удовлетворением. Одна радость — талисманы, воскрешающие мертвого героя (привет читерам!), но их по пальцам одной руки пересчитать.

Единственный источник апгрейда и сейва — чек-пойнты. Они встречаются часто, за что спасибо «приставочникам». В отличие от того же Halo, игра сделана так, что ее не устаешь проходить. Сферы апгрейдить обязательно — иначе не войдете в двери с двойной-тройной защитой. Оружие не то чтобы обязательно, но… без мощного удара — умрете.

Апгрейд делается посредством расхода душ демонов, самой распространенной красной энергии. Когда сама перчатка уже достигает максимального третьего (!!!) уровня, можете смело апгрейдить все остальное (хил-траву — в «Медицину», обычные пули — в разрывные, обычные стрелы — в огненные, ну а сферы и оружие усиливать сам Огр велел). Но лучше не дожидаться перчаткиного максимума — сильное ружжо, пусть даже и холодное — оно решает.

***

Самое-самое важное: у всего оружие есть магические удары (иначе на что собирать ценную энергию?) Наиболее мощный — у полуторника огня, наиболее массовый — у глефы ветра, наиболее точечный и эффектный — у меча грома. Без магических ударов еще можно обойтись в обычных схватках (если вы — настоящий самурай), но ничего не поделаешь в схватке с Боссами (см. «паханы»). Кстати, о Боссах… Нет, сначала о боевой подруге Каэде…

Самые неприятные моменты — прохождение за Каэде — да, придется и девушкой поиграть. Она откровенно слаба (в сравнении с теми ниндзя, которых расписывали американские фильмы). Здоровье сама собой не восполняет, только воровские отмычки имеет, они прописаны по сценарию. Отсюда вывод: пользуйтесь комбами (при всей их скудности в Onimusha), минуйте врагов, перепрыгивайте через них — и бегите вперед. Если очень уж охота пустить демоняьчью кровь — пользуйтесь метательными дротиками. Почти разрывные пули (хитрый смайл).

И как не упомянуть о паханах! Самый неудобный — второй (чисто черт!), самая интересная — та самая служанка Хацу — оказалась на поверку огромным насекомым! Самый харизматичный — демон-легионер Марцеллус, бой с ним доставил просто эстетическое удовольствие (помимо тряски коленок).

О главном хозяине демонов, Фортинбрассе, промолчу. Не столько бой, сколько ролик. Гранд-демон действительно внушал отвращение. И было страшно. Без купюр… И как не вспомнить о решающем мече Бишамоне, соединившем три Сферы, — огня, грома и ветра… Не вспомню… Все у вас впереди!

Хокку прозрения

У каждого свой Путь

Каждому, — своя Юки.

Нет единого прозрения

Я понял! Понял! Эврика!!! (бегает по Департаменту, разбрасывая желуди)… Это когда игру совсем не проходил, писать про нее легко. И если прошел три раза — тоже легко. В одном случае — поток сознания. В другом — понос информации.

А я прошел один раз — и впал в глубокий ступор…

По игре и музыке (soundtrack и геймплей) — вроде бы как чистый hack`n`slash с примесью адвенчуры (музыка очень неплоха), по последнему ролику — нечто особенное. Я немного приоткрою дверцы тайны: для Саманосуке все закончилось не так радостно, как хотелось бы среднему обывателю. И это правда — а как могло закончится для обычного человека, смертного, маленького, пусть даже и наделенного силой Огров, путешествие в мир демонов?

На финальном ролике мне почему-то вспомнилась гоголевская «Шинель»… Ну-ка, ее кто-то читал по программе? Отстой?! Почитайте, плиззз, ночью, в темной квартире — вам воздастся!..

Как из маленького человечка родился могучий демон мщения…

Если бы только не двухгодичное отставание от пульса гейм-индустрии, если бы только не кривые порты, сопротивляться которым можно только с помощью примитивных комбов (клавиша  S плюс любое другое движение), если бы только не 640480, если бы только не повсеместная буржуйская любовь к этим приставочным танцам, к которым я уже начинаю ревновать, как парень к любимой девушке….

Игра очень сильна, и понимаешь это, только пройдя ее полностью. Игра знаковая, иначе бы не появилась она на наших мониторах, и не ждал бы я Onimusha II и III, которые с опаской поглядывают на PC с далекого и загадочного Востока.

Пытался писать без юмора и стеба — не получилось… Ибо получил доступ к бонусному уровню… Увидел ТАКОЕ — и офигел… В Silent Hill III, пройдя до финала (и финал), обладаешь бонусным оружием, а тут…

Тут — это же просто ни в какие рамки… Я хохотал 10 минут, умолкал — и опять… И это после финального ролика, очень жизненного, в котором описывается дальнейшая судьба принцессы Юки и ее приемного брата, маленького Юмимару, поданного на праздничный стол неведомому темному богу…

Ну, забудем бонусы. Они не стоят тела самой игры.

Кстати, вы в курсе, чем закончилась история реальных веронских прототипов Ромео и Джульетты, воспетых Шекспиром?

Посмотрите хотя бы в японском варианте.

Играйте в эту историю.

Хокку завершения

Мне дана бесконечность…

Сколько дано другим?

Мне страшно…



 

© 1998-2002, ИД "Мой Компьютер". Тексты статей. © 2002, Федор Сергеев. Дизайн. Графика. © 2002, Николай Угаров (xKO). Дизайн, программирование

         bigmir)net TOP 100